• Пути совершенствования платежей из выручки

    Что касается акцизов, можно отметить, что акцизные сборы на отдельные виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

    В Беларуси ставки акцизов характеризуются нестабильностью, постоянно пересматриваются. При этом уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства. Нестабильность акцизных ставок не способствует нормальных условий для хозяйственной деятельности производителям подакцизных товаров. В определенной мере этим объясняется постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

    Заслуживает внимания и тот факт, что в последнее время налоговые органы Республики Беларусь стали практиковать объединение налогов и платежей, причем довольно разнородных по своей сути.[62, с.30]

    К примеру, объединение отчислений в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с налогом с пользователей автомобильных дорог не совсем корректно.

    Во-первых, это разные по своему статусу понятия. Средства, поступающие в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции - это отчисления, а платежи пользователей автомобильных дорог - это налог.

    Во-вторых, у двух самостоятельных платежей оказалась единая расчетная база - выручка. При этом единый республиканский платеж взимается на всех стадиях производства и реализации продукции, что приводит к кумулятивному эффекту, двойному налогообложению, негативно отражается на финансовом положении субъектов хозяйствования и приводит к снижению конкурентоспособности белорусских товаров из-за роста цен.

    Такого рода платежа нет в мировой практике. Поэтому одним из наиболее радикальных направлений совершенствования белорусской налоговой системы, предусмотренных "Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.", следовало бы считать полную отмену единого республиканского платежа, так как он оказывает негативное влияние на финансовое состояние, конкурентоспособность белорусских субъектов хозяйствования, поскольку взимается на каждой стадии производства и реализации продукции и приводит к двойному налогообложению, а соответственно и росту цен.

    Вместе с тем, учитывая, что с позиций фискального значения эти платежи в силу широкой налогооблагаемой базы играют важную роль как стабильный и высокодоходный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей должна происходить постепенно, но в достаточно короткое время, учитывая не всегда благоприятную конъюнктуру рынка для белорусской продукции. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых. Дело в том, что в последнее время на разных уровнях управления вносятся предложения о введении налоговых платежей с целью поддержки той или иной отрасли. Однако такие предложения, с нашей точки зрения, совершенно необоснованны. Повышение конкурентоспособности тех или иных отраслей должно обеспечиваться не за счет увеличения налоговой нагрузки на другие отрасли и эффективно работающие субъекты хозяйствования.

    Поэтому этот платеж следует отменить и не вводить другие платежи из выручки с целью поддержки тех или иных отраслей экономики. Необходимость поддержки тех или иных отраслей должна тщательно обосновываться и осуществляться за счет целевого бюджетного финансирования, а не введения налоговых платежей, тем более из выручки, поскольку именно платежи из выручки из-за широкой облагаемой базы оказывают наиболее негативное воздействие на финансовое положение субъектов хозяйствования.

    В заключение следует отметить, что с 1992 года, когда налоговая система Республики Беларусь только начала формироваться, в ней произошли значительные изменения, которые коснулись и налогов из выручки. В частности, изменялись налоговые ставки, порядок уплаты налогов, льготы, отменялись отдельные платежи. Была сформирована нормативно-правовая база налогообложения, в основе которой лежит Налоговый кодекс, Общая часть которого принята в 2004 году. В настоящее время органами государственного управления ведется работа по разработке проекта Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, в которой будет четко регламентирован порядок уплаты всех налогов, применяемых в налоговой системе Республики Беларусь, в том числе НДС. Поэтому, предложения, содержащиеся в дипломной работе, следовало бы учесть и принять в Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru