• Виды налогов

    Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.

    К недостаткам косвенных налогов можно отнести:

    . Обратную пропорциональность платежеспособности потребителей - регрессивный характер обложения.

    2. Существенные расходы по контролю за налогообложением.

    . Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

    Для налоговой системе Республики Беларусь характерен существенный удельный вес косвенных налогов в общих налоговых поступлениях. В значительной степени это обосновано выбранной социально - экономической моделью развития страны: высокой степенью централизации ресурсов. В нашей стране оказывается активная государственная поддержка отдельным отраслям, сферам деятельности и даже отдельным крупным субъектам хозяйствования. Это требует стабильности налоговых поступлений, что проще обеспечить за счет косвенного налогообложения.

    Вместе с тем задача налоговой системы любого государства - обеспечить эффективное соотношение между прямыми и косвенными налогами. В этой связи можно в полной мере согласиться с Д.С, Миллем, который сделал вывод, что "нет налога, в котором бы не было несправедливости, так что только разнообразие налогов взаимно сокращает эти неравенства и исправляет дело".

    Основными видами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и единый платеж, который состоит из сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог.

    Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС), о чем свидетельствуют данные таблицы 1.1.

    Таблица 1.1 Сумма и удельный вес НДС в общей сумме доходов консолидированного бюджета

    Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.

    Налог на добавленную стоимость

    млрд руб.

    %

    2000

    3181

    1082

    34,0

    2001

    5747

    1930

    33,6

    2002

    8636

    2165

    25,1

    2003

    12211

    2897

    23,7

    2004

    22057

    3815

    17,3

    2005

    30825

    5895

    19,1

    Примечание. Источник: собственная разработка на основе [75, с.507]

    Из приведенных данных видно, что с каждым годом сумма НДС увеличивается достаточно быстрыми темпами, так если в 2000 году он был равен 1082 млрд руб., то в 2005 году уже составил 5895 млрд руб. Несмотря на это в последние годы удельный вес налога на добавленную стоимость в общей сумме доходов консолидированного бюджета существенно снизился. С 2000 года по 2004 год доля НДС в доходах консолидированного бюджета уменьшилась на 16,7 п.п., то есть сократилась почти в 2 раза, с 34% и до 17,3% соответственно. Но это говорит лишь о том, что возросла доля других источников доходов консолидированного бюджета. Уже в 2005 году он занял 19,1% в доходах консолидированного бюджета и составил 5895 млрд руб. Тенденция роста доли НДС в общих налоговых поступлениях, как считают специалисты Минфина, сохранится и в ближайшие годы.

    НДС включается в отпускную цену товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.[43, с.71]

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru