-
Виды налогов
Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.
К недостаткам косвенных налогов можно отнести:
. Обратную пропорциональность платежеспособности потребителей - регрессивный характер обложения.
2. Существенные расходы по контролю за налогообложением.
. Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.
Для налоговой системе Республики Беларусь характерен существенный удельный вес косвенных налогов в общих налоговых поступлениях. В значительной степени это обосновано выбранной социально - экономической моделью развития страны: высокой степенью централизации ресурсов. В нашей стране оказывается активная государственная поддержка отдельным отраслям, сферам деятельности и даже отдельным крупным субъектам хозяйствования. Это требует стабильности налоговых поступлений, что проще обеспечить за счет косвенного налогообложения.
Вместе с тем задача налоговой системы любого государства - обеспечить эффективное соотношение между прямыми и косвенными налогами. В этой связи можно в полной мере согласиться с Д.С, Миллем, который сделал вывод, что "нет налога, в котором бы не было несправедливости, так что только разнообразие налогов взаимно сокращает эти неравенства и исправляет дело".
Основными видами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и единый платеж, который состоит из сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог.
Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС), о чем свидетельствуют данные таблицы 1.1.
Таблица 1.1 Сумма и удельный вес НДС в общей сумме доходов консолидированного бюджета
Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.
Налог на добавленную стоимость
млрд руб.
%
2000
3181
1082
34,0
2001
5747
1930
33,6
2002
8636
2165
25,1
2003
12211
2897
23,7
2004
22057
3815
17,3
2005
30825
5895
19,1
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [75, с.507]
Из приведенных данных видно, что с каждым годом сумма НДС увеличивается достаточно быстрыми темпами, так если в 2000 году он был равен 1082 млрд руб., то в 2005 году уже составил 5895 млрд руб. Несмотря на это в последние годы удельный вес налога на добавленную стоимость в общей сумме доходов консолидированного бюджета существенно снизился. С 2000 года по 2004 год доля НДС в доходах консолидированного бюджета уменьшилась на 16,7 п.п., то есть сократилась почти в 2 раза, с 34% и до 17,3% соответственно. Но это говорит лишь о том, что возросла доля других источников доходов консолидированного бюджета. Уже в 2005 году он занял 19,1% в доходах консолидированного бюджета и составил 5895 млрд руб. Тенденция роста доли НДС в общих налоговых поступлениях, как считают специалисты Минфина, сохранится и в ближайшие годы.
НДС включается в отпускную цену товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.[43, с.71]
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии