• Предложения по сокращению дебиторской задолженности

    Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа. Для того чтобы дифференцировать условия кредитования, но при этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, разрабатывается алгоритм оценки покупателей.

    Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.

    Отбор показателей, на основании которых проводится оценка кредитоспособности контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т.д.)[ABC]

    Определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании. Рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в месяц.

    Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение: цены реализации; времени отсрочки платежа; максимального размера кредита; системы скидок и штрафов.

    Таблица 3.15.

    Платежная дисциплина

    Объем поставок

    Просрочка оплаты,дн.

    Рейтинг

    Сумма реализации за год, руб.

    Рейтинг

    Меньше 60

    C

    Больше 700 тыс

    C

    Меньше 30

    B

    Больше 1 млн

    B

    Меньше 7

    A

    Больше 5 млн

    A

    В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя необходимо выделяет платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды (таблица 3.15.). Сначала покупателей ранжируют по платежной дисциплине. Для компаний, получившей рейтинг «A» - предоставляется отсрочка платежа без использования санкций со стороны компании, «B» - обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение, «C» - работа с такой компанией только при условии наличия залога. На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию

    При необходимости принятия стратегического решения, например при выборе из двух покупателей наиболее перспективного, учитывается более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина. Могут использоваться такие показатели, как рентабельность продаж и перспективный объем реализации покупателю. Также немаловажно рассмотрение не количественных характеристик: репутация клиента на рынке и существование гарантов (обеспечителей).

    Также эта информация может послужить для создания системы предоставления отсрочки платежей для покупателей. На основе этого анализа можно пойти на условие о дальнейшей отсрочке платежа по согласованию сторон.

    Анализ динамики просроченной дебиторской задолженности по торговым операциям позволяет определить ненадежных контрагентов, сократить им объем кредитных отгрузок либо работать с ними на условиях полной предоплаты или коммерческого кредитования.

    Одним из эффективных методов в управлении дебиторской задолженностью является установление штрафов за несвоевременную оплату продукции в размере, большем, чем предусмотрено в гражданском кодексе - это не будет являться нарушением. Но покупатель будет заинтересован оплатить продукцию раньше. Но лучше установить угрозу, а именно прописать в договоре: «поставщик имеет право выставить или не выставить неустойку в размере % за каждый день просрочки платежа». Это делается для того, чтобы не возникла обязанности выставлять неустойку в каждом случае просрочки платежей.

    Важна оперативная информация о текущей задолженности, включая период просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, его доля в структуре доходов и валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.

    И, наконец, должен производится расчет реальной дебиторской задолженности с учетом темпов инфляции и обесценения за время просроченности платежа, периода взыскания, рассчитываются потери от невзыскания и списания.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru