• Генеральный бюджет организации

    Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

    планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

    определение показателей, которые будут использоваться при оценки этой деятельности;

    корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

    В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

    генеральные и частные;

    гибкие и статические.

    Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называют генеральным. Его цель- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

    В результате составления генерального бюджета создаются:

    прогнозируемый баланс;

    план прибылей и убытков;

    прогноз движения денежных средств.

    Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

    .Операционного бюджета- включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные ) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

    .Финансового бюджета- включающего бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

    Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило идет снизу вверх. Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы:

    1. Генеральный бюджет торговой организации;

    2. Генеральный бюджет производственного предприятия.

    Генеральный бюджет производственного предприятия также как и торгового состоит из операционного и финансового бюджетов (Рис.1). Все частные бюджеты взаимосвязаны.

    Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид:

    Выручка - Производст. Себестоим. Реализ. продукции = Валовая прибыль

    Валовая прибыль - Операционные расходы=Операционная прибыль

    Выручка от продаж определяется бюджетом продаж по формуле 1:

    Ср= Згпн+Спр -Згпк, (1)

    Где Ср- себестоимость реализованной продукции, руб.

    Згпн- запасы готовой продукции на начало периода, руб.

    Спр- себестоимость произведенной продукции, руб.

    Згпк- запасы готовой продукции на конец периода, руб.

    Рис.1 Генеральный бюджет производственного предприятия.

    Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

    Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.

    Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

    бюджет производства;

    бюджет закупок материалов;

    бюджет затрат по прямой заработной плате;

    бюджет общепроизводственных расходов.

    Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравнивают с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.

    Основной вопрос- Каковы причины отклонения прибыли фактической от плановой? Проводится пофакторный анализ прибыли, который выполняется на четырех уровнях- нулевом, первом, втором, третьем.

    В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.

    Первый уровень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого из них здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае последний составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

    Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru