• Налогообложение юридических лиц

    С 1 января 2004 г., а именно с даты вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", государство обязало юридических лиц - плательщиков единого налога уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Украины на общих основаниях. Однако, учитывая, что 42% суммы уплаченного единого налога в результате казначейского распределения уже поступало в указанный фонд, плательщиков единого налога заставили доплачивать лишь разницу между суммой начисленных на фонд оплаты труда взносов в Пенсионный фонд по базовой ставке и 42% уплаченного единого налога.

    В результате указанных изменений преимущества от применения упрощенной системы налогообложения, естественно, уменьшились (рис. 2).

    Рис. 2. Потери предприятий из-за изменения порядка взимания единого налога (% к выручке без НДС)

    Как показано на рисунке 2, потери предприятий из-за ввода требования к плательщикам единого налога осуществлять дополнительные начисления в Пенсионный фонд Украины довольно существенны, их размер прямо зависит от доли расходов на оплату труда в выручке предприятия.

    Эти изменения обусловили и корректирование диапазона целесообразного применения упрощенной системы налогообложения (рис. 3).

    Из рисунка 3 видно, что до 1 января 2004 г. целесообразность ввода упрощенной системы налогообложения была практически безальтернативной, а после этой даты такой однозначный вывод сделать уже нельзя: слишком увеличился диапазон, в котором предприятиям стало выгоднее применять общую систему налогообложения. Прежде всего, речь идет о высокозатратных видах деятельности - при условии низкоприбыльной и убыточной работы предприятий упрощенная система почти теряет для них свои преимущества.

    Отметим, что аналогичным образом произошло сужение диапазона целесообразного применения упрощенной системы налогообложения для плательщиков единого налога, выбравших ставку 6%.

    Если учесть, что за 2008 и 2009 гг. убыточными были 37,3 и 39,9% малых предприятий, финансовый результат их обычной деятельности до налогообложения в целом по Украине был отрицательным - 37,5 и 21,2 млрд. грн. убытка, соответственно, а доля расходов на оплату труда не превышала 6,1% в выручке ", то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что применение упрощенной системы налогообложения в ряде случаев не только не обеспечивало субъектам хозяйствования налоговой экономии, но и было обременительным.

    На сегодняшний день применение упрошенной системы налогообложения юридических лиц в Украине имеет больше недостатков, чем преимуществ: не случайно проектом Налогового кодекса Украины от 21 сентября 2010 г., представленным на рассмотрение Верховной Рады Кабинетом Министров, ее дальнейшее применение для юридических лиц вообще не предусматривалось. Однако утвержденный вариант Налогового кодекса от 2 декабря 2010 г. позволяет использование данной подсистемы налогообложения и в 2011 г., правда, в несколько измененном виде. Основные изменения, произошедшие в механизме взимания единого налога для юридических лиц, заключаются в том, что субъекты упрощенной системы налогообложения отныне обязаны осуществлять начисления и уплачивать единый взнос на всеобщее обязательное государственное социальное страхование на общих основаниях, а единый налог уплачивается в размере доли, подлежащей перечислению в соответствующие бюджеты.

    Рис. 3. Определение границ целесообразного применения упрошенной системы налогообложения для юридических лиц до и после 1 января 2004 г.* (на примере плательщиков единого налога, выбравших ставку 10%, и субъектов обшей системы налогообложения - неплательщиков НДС)

    Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru