• Налогообложение юридических лиц

    Введенная с 1 января 1999 г. упрощенная система налогообложения по единому налогу надежно вошла в отечественную практику налогообложения юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, обеспечила им существенные преимущества и в то же время приблизила государство к решению проблем занятости и легализации предпринимательской деятельности. Наряду с явными преимуществами данная система обнаружила, однако, отдельные недостатки, что обусловило многочисленные дискуссии и дебаты между учеными, практиками, представителями налоговых и других органов власти по ее дальнейшему применению и определению перспектив налогообложения малого бизнеса в будущем. Особенно остро эти вопросы встали в контексте принятия Налогового кодекса. Проектом данного документа применение упрощенной системы налогообложения для юридических лиц с 2011 г. вообще не предусматривалось, и лишь благодаря активной позиции общественности, представителей малого бизнеса и непосредственному вмешательству Президента Украины в законотворческий процесс утвержденным вариантом Налогового кодекса от 2 декабря 2010 г. было восстановлено право юридических лиц на дальнейшее применение упрошенной системы.

    Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса входят в круг научных интересов многих исследователей. В частности, данной проблематике посвящены работы отечественных ученых Н. Азарова, О. Василика, В. Вишневского, Н. Кучерявенко, А. Соколовской и других. В своих работах они обосновывают целесообразность создания специальной системы налогообложения представителей малого предпринимательства, изучают проблемы практического применения единого налога, оценивают преимущества и потери предприятий и бюджета от введения данной системы.

    Поэтому в настоящее время основными задачами являются: определение преимуществ применения упрощенной системы налогообложения юридических лиц по сравнению с налогообложением по общей системе, оценка рисков введения единого налога с позиций субъектов хозяйствования и государства, обоснование причин, по которым законодатели стремились отказаться от ее дальнейшего применения; определение перспектив развития упрощенного налогообложения в Украине в будущем.

    Упрощенная система налогообложения юридических лиц: преимущества и риски применения

    Налоговая система независимой Украины, формировавшаяся в 1990-е годы, не предусматривала каких-либо альтернатив в налогообложении субъектов малого и среднего бизнеса: по одинаковым правилам налогом облагались и предприятия-гиганты, и совсем малые по объемам деятельности и количеству занятых лиц. Переломным моментом в этой ситуации стал Указ Президента Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства", который, подчеркнув определяющую роль таких субъектов в развитии национальной экономики, признал необходимость введения для них упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В первой редакции такая специальная система налогообложения была утверждена Указом Президента Украины от 3 июля 1998 г., и уже с 1 января 1999 г. предприятия получили право перейти к ее применению. А свой окончательный вид данная система приобрела в результате изменений, внесенных Указом Президента от 28 июня 1999 г., вступивших в действие с 19 сентября 1999 г. Упрощенная система налогообложения юридических лиц предусматривает уплату единого налога плательщиками по одному из двух вариантов:

    с применением ставки 6% (в таком случае субъекты налогообложения обязаны зарегистрироваться плательщиками налога на добавленную стоимость)

    или 10% от выручки (при этом налог на добавленную стоимость не уплачивается). Независимо от выбранной ставки единого налога введение упрошенной системы налогообложения обеспечило существенные преимущества принявшим ее лицам. Главной выгодой упрошенной системы налогообложения юридических лиц стало снижение уровня налоговой нагрузки - плательщики единого налога были освобождены от уплаты двенадцати, а плательщики, выбравшие ставку единого налога 10%, - тринадцати налогов, сборов и других обязательных платежей. Основное значение в этом перечне принадлежало налогу на прибыль и начислениям на фонд оплаты труда взносов в Пенсионный фонд и два фонда общеобязательного государственного социального страхования - по временной потере трудоспособности и в случае безработицы. Право не платить лишь эти обязательные платежи уже обеспечивало предприятиям существенную экономию (табл. 1). С целью обоснованности результатов исследования приведенные ниже сравнительные расчеты осуществлены исключительно в пределах групп:

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru