• Налогообложение имущества физических лиц

    Необходимо установить в каждом регионе, исходя из санитарных норм, размеры жилой и общей площади в расчете на одного человека, которые не будут облагаться налогом, а также учесть при этом увеличение нормы для отдельных категорий граждан - научных работников, лиц, создающих произведения искусства, а также для лиц, страдающих определенными видами заболеваний.

    Представляется целесообразным устанавливать в регионах повышенные в два раза ставки налога по объектам, не являющимся единственным жильем или аналогичным строением налогоплательщика. Пока в отношении таких объектов действует следующий механизм: рассчитывается суммарная инвентаризационная стоимость и за счет перехода в другой интервал налогообложения используется более высокая процентная ставка. Удвоение же процентных ставок позволит упорядочить рынок недвижимости, обеспечит реализацию функции справедливости при налогообложении, а также повысит доходы местных бюджетов.

    Нельзя не затронуть вопрос о мерах по борьбе с неплательщиками налога (а в отдельных муниципалитетах ими являются обеспеченные лица, имеющие в собственности квартиры площадью более 150 кв. м), поскольку собираемость платежей по налогу на имущество в среднем по стране составляет около 60% . Однако меры воздействия на неплательщиков налогов в некоторых муниципалитетах носят, с нашей точки зрения, неправомерный характер. Можно согласиться, что по отношению к неплательщикам можно применять такие практикуемые налоговыми органами меры, как запрет выезда в зарубежные страны (аналогичная мера действует и в развитых странах, например, Великобритании), ограничения по использованию личного транспорта и др.

    Решать проблему налогообложения имущества физических лиц необходимо очень осторожно, учитывая изменения, введенные Жилищным кодексом РФ, согласно которому собственники жилья не только обязаны оплачивать в 100%-ном объеме коммунальные платежи, но оплачивать расходы по эксплуатации территории дворов и подъездов, по проведению текущего и капитального ремонта. Эти процессы уже происходят во многих муниципалитетах: в соответствии с законодательством срок бесплатной приватизации и, соответственно, деприватизации, продлен до 01.01.2013.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что никто из субъектов налоговых отношений не оспаривает необходимость изменения механизма налогообложения имущества. Однако учитывая важность социальной функции жилья, необходимо тщательно продумать весь механизм налогообложения имущества. Ведь несмотря на заявления правительства о том, что "новый налог будет вводиться не для того, чтобы получить дополнительные доходы в бюджетную систему, а для того, чтобы перераспределить налоговую нагрузку между собственниками, сделать ее более справедливой" в 2009 г. все собственники недвижимого имущества, как уже отмечалось, получили уведомления с существенно завышенными по сравнению с 2008 г. суммами налога. Учитывая, что платежи по налогу на имущество физических лиц должны стать основными в доходной части местных бюджетов, в процессе работы над методикой оценки объектов недвижимости представляется целесообразным снять фактор неопределенности в сфере налогообложения недвижимости, а также предусмотреть большую дифференциацию параметров по данному налогу за счет расширения количества интервалов оценки стоимости имущества, увеличения количества критериев дифференциации объектов недвижимости с учетом типа жилья и целей его использования, установления повышенных в разы ставок налога по объектам недвижимости, не являющимся единственными для налогоплательщиков, а также введения гибкой системы льгот.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru